burrito of sarcasm
Подошла к концу серия про "Монстролога" Рика Янси, которую я прочитала с удовольствием.
Про первые три я писала в общем списке, а последней решила выделить отдельный пост на прощание.

Во время прочтения книга вызывала у меня противоречивые чувства: с одной стороны - очередной монстр здесь лишь часть реквизита, который создает сцену действия, он лишь составляющая во всей картине, но далеко не главный гость, как то было с антропофагами в первой части серии. Но с другой стороны еще с "Кровавого острова" Янси переключился на монстров, которых не сразу испугаешься и не сразу заметишь - монстров, которые скрываются в человеке, его душе/сердце/разуме (нужное подчеркнуть). И вот тут-то я поймала какое-то странное удовольствие от изменений Уилла Генри, его мрачная, тёмная, жёсткая сторона, которая поглотила его и укрепилась за прошедшие с событий "Кровавого острова" три года. Это совсем не тот мальчик, каким он предстал в первой части, это разительно другой человек... однако по-прежнему бегущий на помощь доктору Уортропу. Уилл мог говорить, как доктор его бесит, как он ему противен и прочее в таком же духе, и Уилл мог даже искренне в то верить, но я - нет. Эта слишком сильная и крепкая связь. Да, она болезненная, ненормальная, противоречивая и прочее и прочее, она может проявляться в самых ужасных образах, но отношения Уортропа и Уилла - это какая-то сложная (а, может, наоборот, вполне простая, смотря как воспринимать) и эмоционально закрученная материя, читать о которой мне было иногда интереснее, чем о чем-то ином. На мой взгляд здесь отлично подходит такой англоязычный термин как "lovehate".

Общий сюжет также манит своей мрачной и гнетущей атмосферой, постоянно крадущаяся тень недосказанности, таинственности и секретов, о которых, впрочем, упоминает сам Уилл. Снова много психологичности, межличностных разборок. Чувства и эмоции героев напряжены, нервы накалены - эта острота повествования отлично передана Янси, а конец давит своей безысходностью, в чем-то вызывает обиду за то, что финал не принес успокоения и облегчения, оставляет какую-то тупую грусть, жалость, печаль или даже гнев на Уилла (а, может, и на них с Уортропом вместе, это опять-таки вопрос личного восприятия героев и ситуации). В таком окончании есть своя прелесть и красота - не_хэппи_энды тоже нужно уметь воспринимать и принимать, и, наверное, Янси старался сразу давать подсказки, что счастливого конца не будет. Вся история изначально несла с собой достаточно боли и тлена, а дальше лишь усугублялась. Возможно, в какой-то момент сюжет мог бы повернуться так, чтобы вывести героев на положительный финал, оставить книгу остроприключенческой и авантюрной с нотками страшилок и ужастиков, где в итоге доктор напару с верным Уиллом Генри снова пускается в очередное опасное путешествие на поиски нового монстра. Но Янси (надеюсь, с самого начала) задумал нечто иное. Правда, мне показалось, что "Ступени..." ему немного надоело писать, или же будто Рику не хватило времени. т.к. его поджимало издательство: книга слишком короткая, и где-то хотелось прочитать больше и подробнее.

Финал я не считаю таким уж открытым. Да, безусловно, читатель сталкивается с главным вопросом - а кто же истинный автор дневников? Но, по-моему, важно не имя, а образ - Ученик Монстролога. Уилл Генри он или же Джон Смит - не суть, это лишь придало таинственности и без того загадочным личностям. Я считаю, что по итогу жизни, когда "Уилл" решил рассказать о своем прошлом с доктором, он многое вытерпел и перенес, он сильно изменился, и сам себя не считал тем человеком - мальчиком - о котором писал в первых дневниках, имя уже не играло роли, он мог связывать его с прошлым собой, потому и скрыл истинное имя. Он сам себя назвал незнакомцем, потому как мальчик в шапчонке исчез, на место которого пришел другой человек с новым мировоззрением и взглядами на окружающий мир. Но, возможно, я просто пытаюсь слишком глубоко капнуть :)


@темы: книжная полка