burrito of sarcasm
Учитывая, сколько времени я затратила на прочтение "Щегла", сколько отзывов уже существует на эту книгу, сколько положительных мнений высказано, хочется все же хотя бы отрывочно, но высказать свои мысли (по большей части если не негативные, то не столь оптимистичные в плане оценки, как у, наверное, большинства). Будет спойлерно и много сумбурного текста.

Начну, однако, со своего же мнения, которое я ранее писала в обсуждениях с mills libesha, правда, тогда мы говорили относительно первой книги Тартт — "Тайная история", о ней тоже было множество отзывов, мнений, восторгов, и тогда лично мне она пришла по запросу, пусть даже в итоге ожидания и не оправдались. Но дело даже скорее не в конкретной книге, а именно в самой Тартт и том, как она пишет.

Донна Тартт какой-то особенный автор, которая пишет странно цепляющие книги и сюжеты, даже если местами ты прорываешься через какую-то воду, но по итогу в общей массе ты помнишь общую картину, общее настроение, и что конкретно цепляет — толком даже непонятно, порой ты вспоминаешь исключительно один-три удачных, точных, весомых для себя эпизода из всего долгого повествования. Ее книги могут вызывать восторг, или же наоборот не найти чисто читательского отклика, как было со мной, но при этом ее сюжеты без сомнения имеют странное влияние, оставляют след, послевкусие что ли, когда ты еще некоторое время вспоминаешь книгу, что-то перевариваешь, как-то пытаешься понять, что же в остатке, что это за осадок прилип к тебе после прочтения. Делишься мыслями о книге с окружающими, случайно порой включаешь их в разговор, т.к. они приходятся к случаю. Так что осадок есть всегда. Я прочла все три ее имеющиеся на данный момент книги, и все оценила на троечку, но впечатление, как неотъемлемый атрибут ее историй, после прочтения производили. Нет пустоты и облегчения, как от других обычных непонравившихся книг, мол, фух, дочитала... и забыла. То есть оно, может, и есть — книги ее не самые простые в освоении, долгие, графоманские, но нет именно облегчения относительно того, что закрыл и вместе с тем стер всю лишнюю информацию, т.к. сюжет не нес в себе смысловой нагрузки. Тартт может нравиться, может и наоборот, но нельзя отрицать — эмоции ее книги вызывают, отпечаток свой тоже . Наверное, это и называется талантом писателя.

Не стану своими словами пересказывать сюжет, но вкратце, для тех кто вдруг не в курсе, на википедии есть достаточно короткий, но исчерпывающий синопсис: Очнувшись после взрыва в нью-йоркском Метрополитен-музее, тринадцатилетний Тео Декер получает от умирающего старика кольцо и редкую картину под авторством Карела Фабрициуса с наказом вынести их из музея. Тео будет шнырять по разным домам и семьям - от нью-йоркских меценатов до старика-краснодеревщика, от дома в Лас-Вегасе до гостиничного номера в Амстердаме, а украденная картина станет тем проклятьем, что утянет его на самое дно, и той соломинкой, которая поможет ему выбраться к свету.

В первую очередь, вероятно, хочется написать для дальнейшей дискуссии с теми, кто знаком с книгой, потому как обтекаемо не факт что получится высказаться, скорее будут затронуты некоторые эпизоды, которые вызывали те или иные эмоции и мысли. В целом, "Щегол" все же понравился мне больше "Тайной истории" (которую я определенно решила перечитать) и "Маленький друг" (о второй книге Тартт вообще говорят не слишком много, в отличие от ранее упомянутых), и если бы убрать некоторые главы или слишком длинные и бессмысленные, на мой вкус, диалоги и эпизоды, то книга вышла бы гораздо интереснее, живее и продуктивнее, но, увы... Одним из последствий чтения результата подобной графомании была усталость и головная боль (в такие моменты я бываю маньяком, который хочет прочитать больше, что плохо, когда книга крайне объемная), в какой-то мере было разочарование — не столько за потраченное время (ведь всё равно я считала, осознанно, что следует приобщиться к феномену "Щегла", о котором столько говорят), сколько за финал, где нет поучительных выводов (кроме, разве что, банального — детки, не употребляйте наркотики!). Тео (главный герой), казалось бы, начал исправлять свои косяки, которые он сделал в работе, а меня это расстраивало. Мне нравился его хитрый и умный план с продажей ударных и крайне схожих копий антиквариата в качестве оригиналов — на такое способен только делец с чутьем, потому было обидно, что в итоге крупную и удачную пусть и аферу, но пришлось сворачивать и подчищать хвосты. Я не люблю, когда сообразительные герои идут на попятный, тем более под давлением других персонажей, у которых зашкаливает чувство справедливости. Тео, как персонаж, мне не понравился, ему я практически не сопереживала, но его идея меня зацепила, особенно ее истоки, вытекшие из желания помочь Хоби, ставшего ему и другом и семьей.

Вообще весь текст делится на несколько частей, не тех, что определила сама Тартт (их больше), а именно по знаковым событиям в жизни Тео:
1. Нью-Йорк, взрыв, жизнь с Барбурами
2. Приезд отца, жизнь в Вегасе
3. Снова НЙ, работа у Хоби
4. Амстердам

Наверное, я для себя всё-таки выделяю вторую часть, именно она вызвала во мне больше эмоций, когда жизнь Тео хоть и стала идти по наклонной, все эти увлечения алкоголем и наркотиками, никому ненужный ребенок в одиноком доме где-то среди пустыни, но именно там произошло знакомство Тео с Борисом, именно там была искренность, чувства, реальные отношения, в которые я верила. Пусть по-детски, но, думаю, именно в таком возрасте привязанности или любовь куда более настоящие, чем было в дальнейшем в жизни Тео. Борис пришелся очень вовремя, когда Тео было плохо и одиноко, когда ему некуда было податься, не с кем поговорить, некому высказаться, поделиться болью, и чтобы при этом его поняли, а не виновато посочувствовали. Борис персонаж неоднозначный. Кто-то считает, что в его образ Тартт вписала-таки шаблонны относительно славян (первостепенны были акценты на русской и украинской составляющих), и в какой-то мере я с этим согласна, но маловероятно, что Тартт делала подобные детали нарочно и с желанием опустить национальные черты. В моем восприятии Борис был все же положительным персонажем, он оживил сюжет, он оживил Тео (хоть и за счет того, что подсадил его на разного рода дрянь), он принес с собой хаос и вбрасывал его до самого финала, но в каждой истории должен быть персонаж-катализатор. Казалось бы, будни Тео и Бориса были пропитаны вечными отходняками и новыми волнами прихода, они прокрастинировали, махали рукой на школу, они словно бы закутались в тягучую лень, отупение, безразличие (но только не друг к другу). Часть в Вегасе одновременно давила эмоционально, налипала густой безысходностью, вся эта грязная и нелицеприятная сторона жизни под кайфом и ее последствий, но при этом делала лично мне как-то хорошо, потому что отношения Тео и Бориса были такие теплые, крепкие, и даже высокое гейское напряжение не раздражало, а даже добавляло мягкости и верибельности. И я уверена, что Тео нес в себе эти чувства и дальше, даже когда вырос, даже когда Борис потерялся из вида, даже с учетом обсешена Тео относительно Пиппы — вот те чувства не казались настоящими, лишь глупая мания, когда запретный плод сладок. Думается мне, что получи Тео Пиппу, ему бы потом стало скучно, но об это чуть дальше.

Второй момент, который меня зацепил — переход от второй части к третьей — долгий и непростой путь Тео обратно в НЙ после смерти отца. Вроде бы на первый взгляд ничего особенного, просто мальчишка едет домой. Однако нет. Во-первых, я из тех, кто переживает за животных сильнее, чем за людей. Поэтому меня крайне подкупило трепетное отношение и привязанность Тео к маленькой собачке Попперу (ранее принадлежавшему подружке отца). Пёс, как и Тео, был никому не нужным, поэтому они, наверное, сошлись характерами. Эта милая обеспокоенность и забота Тео о Поппере как раз и вылилась в причину длинного пути из Вегаса в НЙ (животных быстро и запросто в самолет не посадить, как и в поезд). Тео нужно было сматываться, он не хотел попасть в руки системы, не хотел оказаться в детдоме. Ему пришлось проститься с Борисом, и у него остался только маленький Поппер, ради которого он вытерпел длинный путь домой, пересаживаясь из одного автобуса в другой, и даже там ему приходилось прятать собаку, за которую Тео очень переживал. Наверное, только тогда Тео вызывал во мне положительные отклики, мне было жаль его, когда он совсем разболевшийся, едва стоявший на ногах, переезжал из города в город, нежно заботясь о благополучии Поппера, даже не допуская мысли куда-то деть пса или избавиться от него. Нелегкое приключение, которое заняло не слишком уж много объема в книге, но ты будто мог прочувствовать тягостность каждого дня, что Тео провел в пути. Я не знаю, как так выходит, что какой-то довольно не слишком значимый момент может произвести больше впечатления, чем, например, тот же взрыв в начале, откуда и пошла вся пляска.

Жизнь Тео в течение мною обозначенной третьей части по сути была пустой в плане цепляющих моментов, кроме, может, упомянутой выше идеи с продажей псевдоантиквариата. Предприимчивость Тео я одобряла. Неинтересно было и из-за продолжавшихся метаний вокруг Пиппы, которая завела парня, и вроде бы с Тео у них теплые и дружеские отношения, но это тот случай, когда она его воспринимала, скорее как брата, чем как потенциальный любовный интерес. И возвращаясь к тому, что они всё равно бы по итогу вместе долго не прожили: Пиппа хорошо заметила, что и она, и Тео были похожи своими поломанными судьбами, и с большой вероятностью они утянули бы друг друга в глубины депрессии или еще каких-то сбоев в конечном итоге, оба всегда бы жили с воспоминаниями о том взрыве и его тяжелых последствиях, вместо того чтобы поддерживать и вытаскивать один другого из тени давней трагедии. В любом случае Пиппа, как персонаж, осталась для меня довольно картонной, второстепенной и не особо важной. Стенания Тео ни с чего начались, ничем и закончились, линия просто где-то толще, где-то тоньше протягивалась сквозь сюжет, но фундаментального смысла в себе не несла. Я бы вычеркнула ее, оставив лишь фигуру Хоби и Велти, ибо последний был тем важным толчком и второй отправной точкой наряду со взрывом, что предопределила курс дальнейшей жизни Тео.

Сталкивалась в отзывах с упоминаем "Больших надежд" Диккенса, как неким прототипом для "Щегла". Наверное, из-за этого я заранее пыталась найти точки соприкосновения, но их по факту не было, кроме того что в обоих произведениях главные герои — мальчишки сироты, оба терзались наваждением в виде недоступных девочек, а Хоби, наверное, должен напоминать Мэгвича, в плане своей знамичости в жизни Тео и Пипа соответствено. При желании можно найти больше параллелей, но я слишком люблю "Большие надежды", что для меня сравнение не слишком уместно. Хочется надеяться, что Тартт не намеревалась достигнуть похожести.

Это далеко не всё, что можно сказать о книге, но, боюсь, даже этого уже слишком много =)


@темы: книжная полка

Комментарии
04.08.2017 в 23:55

That time will come, one day you'll see that we can all be friends
Становится даже чуточку страшно от того, что я сейчас зашла на Дайри запилить свой отзыв на "Щегла" :-D
04.08.2017 в 23:58

burrito of sarcasm
mills libesha, астрал, детка :lol:
04.08.2017 в 23:59

That time will come, one day you'll see that we can all be friends
Tomislava, та вопще :-D
Допилю свой и обязательно вернусь сюда, очень интересно будет обсудить :nechto:
05.08.2017 в 00:02

burrito of sarcasm
mills libesha, вот да, только хотела сказать, что теперь очень жду твой пост, интересно узнать мнение и обсудить :cool:
05.08.2017 в 00:08

That time will come, one day you'll see that we can all be friends
Tomislava, замётано :friend2:
05.08.2017 в 01:20

That time will come, one day you'll see that we can all be friends
что конкретно цепляет — толком даже непонятно
Согласна полностью.

если бы убрать некоторые главы или слишком длинные и бессмысленные, на мой вкус, диалоги и эпизоды, то книга вышла бы гораздо интереснее, живее и продуктивнее
Так и есть. И если диалоги ещё куда ни шло -всё-таки раскрывают суть персонажей и бла-бла - то местами вода просто непростительная

сколько за финал, где нет поучительных выводов
Думаю, они там и не требовались. Для меня вывод состоялся в том, что сила искусства - это всё, у кого она есть - тот и сильней, и если ты хоть как-то ощущаешь величину этого таинственного воздействия - всё, на каком бы дне ты не находился, что бы ни происходило в твоей жизни, ты будешь спасён, потому что чувствовать искусство - уже само по себе кое-что значит в этой жизни.

но пришлось сворачивать и подчищать хвосты
Сворачиваться - ладно, мне подчищение хвостов не понравилось :D

я для себя всё-таки выделяю вторую часть, именно она вызвала во мне больше эмоций
Соглашусь, она получилась самой красноречивой и самой атмосферной что ли

Часть в Вегасе одновременно давила эмоционально, налипала густой безысходностью, вся эта грязная и нелицеприятная сторона жизни под кайфом и ее последствий, но при этом делала лично мне как-то хорошо
У меня на протяжении всей части было ощущение, что всё скатится в совсем уж непролазный мрак, и поэтому было тревожно и хорошо не сделалось, к сожалению :D

Нелегкое приключение, которое заняло не слишком уж много объема в книге, но ты будто мог прочувствовать тягостность каждого дня, что Тео провел в пути
Просто молча поставлю плюсик :D

Я не знаю, как так выходит, что какой-то довольно не слишком значимый момент может произвести больше впечатления, чем, например, тот же взрыв в начале, откуда и пошла вся пляска
Я думаю, и сама Тартт не хотела, чтобы взрыву было придано слишком большое значение (хотя это даже странно, ведь действительно от этого всё пошло), потому что после - вот это действительно важно

и с большой вероятностью они утянули бы друг друга в глубины депрессии
Тут я бы поспорила, потому что, исходя из эпизода в ресторане, Тео рядом с ней чувствовал полное умиротворение и счастье. Он сам говорит, что готов обсуждать с ней всё, даже эту ужасную катастрофу. Никому не понять Тео так, как человеку, который сам это пережил и так же как Тео потерял там близкого человека. Так что, кто знает, может они друг для друга спасение. На это вроде как и Тартт немножко в финале намекает. Я не топлю за них и, надеюсь, не романтизирую ситуацию, просто пытаюсь рассуждать. Сам пейринг мне довольно безразличен :D но отношение Тео к Пиппе тронуло - с таким трепетом он описывает всё, что с ней связано.


Прости за это. За всё :lol:
05.08.2017 в 01:39

burrito of sarcasm
И если диалоги ещё куда ни шло -всё-таки раскрывают суть персонажей и бла-бла
перепалки Тео и Бориса были пустыми иногда, но при этом чисто по-мальчишески забавными))

Для меня вывод состоялся в том, что сила искусства - это всё
я полностью не поняла, в чем была столь притягательная сила картины для Тео, но на эту тему можно, наверное, еще огромный пост настрочить))

мне подчищение хвостов не понравилось
оно меня разочаровало, и я сразу подумала про корыстную сторону - типо, это ж сколько бабла уйдет обратно, хотя по сути один чувак же возмутился, при этом он сам был жуликом каким-то...

и поэтому было тревожно и хорошо не сделалось
тревожно - отличное слово, которое ни разу не употреблиа, а ведь именно тревожно было за Тео, потому что там всё как-то шло кое-как
но опять-таки, Тео и Борис - мой личный сорт высокого гейского напряжения :lol:

потому что после - вот это действительно важно
отдача замучала основательно))

Тут я бы поспорила
знаешь, и я бы сама поспорить могла с тем, что написала
потому что есть выводы, чтобы согласиться с написанным, а потом довольно четко можно привести и те выводы, что ты указала, и тоже верно

но с книгами тартт это норма :D

спасибо за мнение, а то на лайвлибе я не смогла через много отзывов продраться, да и дискуссии открывать там не люблю
07.08.2017 в 21:26

That time will come, one day you'll see that we can all be friends
я полностью не поняла, в чем была столь притягательная сила картины для Тео, но на эту тему можно, наверное, еще огромный пост настрочить))
Наверное, в этом и фишка - мы не понимаем, почему нас так притягивает то или иное произведение искусства. Настоящая любовь, так-то :-D

хотя по сути один чувак же возмутился, при этом он сам был жуликом каким-то...
Скорее, это только из-за и ради Хоби. Ну и обман, скорее всего, рано или поздно вскрылся бы, а это действительно урон для репутации - тут опять-таки Хоби

Тео и Борис - мой личный сорт высокого гейского напряжения
Понимаю, понимаю :smirk:

спасибо за мнение, а то на лайвлибе я не смогла через много отзывов продраться, да и дискуссии открывать там не люблю
Тебе спасибо за интересную дискуссию. Люблю я это дело :D
08.08.2017 в 11:20

burrito of sarcasm
Скорее, это только из-за и ради Хоби
согласна, вот уж кто реально был дорог для Тео, до того, считаю, такими людьми были только его мама и Борис
09.08.2017 в 12:42

because the road is calling me
Tomislava, блин, а я все еще не могу ее дочитать( кошмар какой то, дневник служанки и то легче читать было. При чем, я не понимаю, почему именно это книга так тяжело у меня идет. Чувствую, до конца года читать буду
С отзывом твоим согласна, правда я до Амстердама не дочитала еще, сейчас на возвращении Бориса как раз
09.08.2017 в 15:31

burrito of sarcasm
.сентябрь, она реально сложно шла моментами, но у меня сработал принципе, что нужно дочитать, не хотела тянуть, как у меня когда-то с "Отверженными" было .
09.08.2017 в 16:59

because the road is calling me
Tomislava, я ее урывками читаю как-то, не заставить себя чаще
Я сейча не могу третий день дочитать последнюю часть Жажды Несбё, но мне просто хочется ее растянуть:-D а тут обратный эффект
09.08.2017 в 17:00

burrito of sarcasm
.сентябрь, я Несбё читаю, чтобы до Снеговика скорее добраться, чтобы фильм потом смотреть, имея представление о первоисточние
и чтобы кричать, что книга лучше xD
но вот он у меня как раз неохотно идет, т.е. вроде прочитать просто, но пока 1 и 2 книги не увлекли...
09.08.2017 в 17:05

because the road is calling me
Tomislava, 1 и 2 немного тяжеловаты. Все, кому я их рекомендовала так говорили в общем то, я с ними согласна:-D но я то сначала прочла снеговика как раз:-D
Вообще, на мой вкус, Снеговик, Полиция и Жажда самые страшные.
Я в пятницу читала до 2ух ночи, так пришлось закрыть дверь на второй замок,страшно было
09.08.2017 в 17:44

burrito of sarcasm
так пришлось закрыть дверь на второй замок,страшно было
:lol: уже не помню, что именно читала, какой-то триллер или даже ужастик, но были примерно такие же последствия
10.08.2017 в 09:52

because the road is calling me
Tomislava, да, это очень неловко, но мне было не заснуть:lol:
10.08.2017 в 10:04

burrito of sarcasm
.сентябрь, я сейчас ужастик читаю (правда, по большей части в метро), но тоже атмосферно))
10.08.2017 в 11:02

because the road is calling me
Tomislava, какой?) хороший?
10.08.2017 в 11:06

burrito of sarcasm
.сентябрь, нельзя сказать, что прямо вау шедевр, но напряжение мне нравится, пока не знаю, чем кончится, но тема, которую люблю - странные дома, призраки и т.п., Джо Шрайбер "Без окон, без дверей"
10.08.2017 в 11:09

because the road is calling me
Tomislava, спасибо, посмотрю)
честно говоря, подумываю перечитать Лэкберг. Соскучилась по Патрику и коричным булочкам
10.08.2017 в 11:19

burrito of sarcasm
My_september, кстати, подписана на инстаграм Лэкберг (по большей части куча ее домаших фото, но я пытаюсь так практиковать шведский), она там анонсировала новую книгу, называется "Ведьма" (надеюсь, у нас также будет, без мудрёностей), в Финляндии уже вышла (само собой в Швеции, видимо, тоже), так что ждем у нас =)
10.08.2017 в 11:32

because the road is calling me
Tomislava, оооо
ОООО
Отличная новость) тогда точно надо перечитать:-D
20.09.2017 в 13:58

Как говорят французы: Любовь неслышно появляется за спиной, шипя: "Вы уже добавили тертые ноги кузнечиков?" и уходит, хлопнув дверью кабинета Зельеварения
Tomislava, много хороших отзывов слышала про "Щегла", надо прочитать ;-)
20.09.2017 в 14:53

burrito of sarcasm
Per4inka, стоит почитать, хотя бы для того чтобы составить свое мнение, тут чужое мнение для меня не играло роли, т.к. тартт своеобразная писательница