Тех, кто ждал от Сеттерфилд второй "Тринадцатой сказки" или хотя бы нечто в том же духе, увы, ждет разочарование. Потому что "Беллмен и Блэк" с вроде бы неплохой завязкой в итоге скатилась в унылый набор слов и глав. Если "13-ю сказку" можно пересказать, потому что есть последовательный сюжет, занятная история, то здесь все это отсутствует. Вторая половина или даже две трети книги это просто вода. Уилльям из оптимистичного, веселого парня, пользующегося популярностью у людей, превратился в параноидальный вариант Эбенейзера Скруджа. У меня в конце о нем сложилось именно такое впечатление. Единственное, что Уилльям не был скупым. Но вот тратить все силы на работу и сколачивать капитал - это для него было главным в жизни. А еще везде видеть грачей.
Грачи, лейтмотивом пролегающие в книги, раздражали ужасно. Понятно, что вся история вытянута из момента, когда десятилетний Уилльям убил из рогатки грача, и тут, как говорится, понеслось. Он внезапно набирал обороты в карьере, преуспевал, хотя люди вокруг умирали штабелями. Но нет никакой мистики, нет захватыющего и атмосферного сюжета, одна лишь тягучая скукота и рабочие будни. Из этой истории могла получиться своего рода страшная сказка, а в итоге получилась книга про человека, повернутого на работе и странном незнакомце в черном, которого по задумке автора мы очевидно должны связывать с тем самым убитым грачом. Но кто этот человек на самом деле? Смерть? Грач? Просто воплощение больного разума Уилльяма? И что ему нужно было? Была ли это месть за весь грачиный род или это просто странное стечение обстоятельств? Зачем столько смертей вокруг глав.героя, а его окружать успехом? По-моему Уилльям в конце сам себя довел до изнеможения работой, недосыпами и психозами какими-то, возможно причиной для которых стала травма от потери большого количества дорогих людей. Даже в итоге совсем прозаичный поворот в якобы мистической истории был бы и то заманчивее, чем то, что вышло. Единственная мысль из последних глав, что меня посетила - это сравнение полета камня, что убил того пресловутого грача, с многолетним графиком прибыли в деле Уилльяма, его кривая успеха, что как и летящий камень, сначала устремилась вверх, но затем, чем ближе к концу (смерти?) она начинает понижаться.
В анотации к книге ее сравнивают с произведениями Нила Геймана, хотя она даже и рядом не стояла.